Еще несколько слов о торговле на бирже

Начало темы - здесь.

Мосбиржа
Как я уже говорил, я начал торговать на бирже в 2006 году. Открыл счет у брокера, завел 30 тысяч рублей и купил на них бумаги нескольких российских предприятий. Тогда я еще работал в офисе и не мог на глазах у сотрудников совершать сделки с компьютера. Первые заявки на покупку акций мне пришлось давать по телефону во время обеденного перерыва. 

Купить-то купил, а продать смог только через несколько месяцев: во-первых, ждал повышения их стоимости, во-вторых, колебался с принятием решения о том, буду я и дальше работать в компании или уйду на вольные хлеба. Ушёл. :)

С 2006 года по сегодняшний день я не переставал заниматься торговлей на ММВБ (сейчас она называется "Московская биржа"). За это время рынок испытал несколько потрясений и несколько впечатляющих подъемов. Кстати, все знают, наверное, что зарабатывать можно не только в периоды роста, но и в периоды падения индексов? Зарабатывать на падении сложнее как технически, так и психологически, и я стараюсь воздерживаться от активной торговли во времена кризисов, но все же бывали случаи, когда на фоне всеобщей депрессии я потирал руки, радуясь удачным сделкам. 

В 2008 году, во время кризиса, я налетел на маржин-колл. Кто не в курсе, это, в самом распространенном случае, принудительная продажа брокером твоих акций из-за нехватки у тебя средств на удержание  открытых позиций по причине критического уменьшения стоимости имеющихся у тебя акций. То есть, мои потерявшие в цене акции выставлялись брокером на продажу, и я получал за них совсем не те деньги, на которые рассчитывал. Это был самый неприятный эпизод во всей моей торговле. Он подорвал мое благополучие, но не уничтожил его. Кроме того, у меня появился мощный стимул - для начала выйти в ноль, компенсировать потери. И у меня это получилось сделать!

Бывали и головокружителные победы, когда стоимость купленных акций росла в течение короткого времени на 100 и более процентов. Из самых последних удач - покупка акций АФК "Система"  в момент их катастрофического снижения в начале декабря этого года (средняя цена моей покупки - чуть больше 7 руб., а вообще цена опускалась до 5 руб.). 18 декабря акции "Системы" за один день выросли на 106%!!! Сейчас они стоят 12 рублей, но я и сейчас не спешу их продавать, поскольку перспективы у них самые радужные. 

Так вот. С 2006 года я перепробовал много способов заработка, от откровенно дурацких и малоприбыльных до откровенно авантюристических, суливших большую выгоду. И лучшего способа, чем торговля на бирже, не обнаружил.

Мне нравится торговать акциями. Вот что я хочу сказать об этом: 

1. Самое приятное в этой истории - высокая доходность. Отдельные бумаги дешевели и дорожали в несколько раз. Это означает, что на таких движениях можно зарабатывать сотни процентов, даже без использования кредитного плеча. Я не говорю, что это происходит быстро. Но даже если ты не ведешь активной торговли и тратишь на высокий результат (например, 500%) 5 лет жизни, то все равно это 100% в год!

2. Риск потери средств существует. Однако чтобы потерпеть фатальный разгром, надо очень сильно постараться. Всегда есть возможность отыграть потери. А еще наличие риска придает торговле остроту; без этой остроты любая деятельность становится скучной. Люди за адреналином идут в горы, погружаются в водную пучину, отправляются в дальние путешествия по пустыням и джунглям, прыгают с парашютом и другими способами подвергают опасности свое здоровье и жизнь. И платят за это большие деньги. А тут и ходить никуда не надо, можно прямо у компьютера получить нужные эмоции, пусть и в несколько уменьшенном виде. Кстати, риск разорения брокерской компании вообще не стоит на повестке дня, если только ты не хранишь часть средств на счету. Если все твои деньги вложены в акции, сведения о владении ими находятся в реестрах специальных компаний-регистраторов. Есть риск банкротства компаний, чьими акциями ты владеешь, это да. Но соблюдая правила риск-менеджмента, можно его свести к минимальным значениям.

3. Есть мнение, что зарабатывают на бирже только инсайдеры. Да, инсайд возможен. Обладай я инсайдерской информацией, я бы, может, тоже не удержался от того, чтобы ее обратить себе на пользу, проворачивая одну за другой успешные сделки. Но, во-первых, обычно это заметно (необычные прибыльные "всплески" у "тихого" игрока), и за такую деятельность можно поплатиться деньгами и/или свободой. Во-вторых, надо просто принять тот факт, что кто-то находится в более привилегированном положении, чем ты, и выработать такую стратегию, которая позволит зарабатывать даже при таком положении вещей.

4.  Брокер ведет учет деятельности трейдера и, являясь налоговым агентом, выплачивает за тебя налоги. В каком-то смысле, он - твой работодатель. Тебе не надо беспокоиться о сдаче налоговой декларации, а если вдруг тебе нужна справка 2-НДФЛ, ты ее легко получишь в брокерской компании.

5. Существует определенное число техник, выбрав одну из которых, ты можешь иметь положительный финансовый результат. В зависимости от психологических и деловых качеств, темперамента, последовательности, трезвости ума, склонностей и предпочтений, а также от финансового положения, трейдер берет на вооружение ту, что подходит именно ему.

Кто-то выбирает внутридневную торговлю, кому-то больше нравится среднесрок или долгосрок. Кто-то ориентируется на фундаментальные показатели, кто-то доверяет технике (то есть, техническим характеристикам поведения котировок). Кто-то любит риск, кто-то придерживается консервативной стратегии. Кто-то выстравиает торговлю в расчете на получение дивидендов, а кого-то фактор дивидендов не интересует. В общем, вариантов масса.
Но что бы ты ни выбрал, без труда не обойтись. Мне не очень подходит ежедневный рутинный труд, и я сократил его до минимума. Больше мне нравится единовременное серьезное усилие - и долгоиграющий последующий эффект. У меня выработалась своя стратегия, не особенно оригинальная, учитывающая чужие мнения и подходы. Я ожидаю сильного прорыва от применения этой стратегии и готов поделиться некоторыми наработками со всеми. Об этом и пойдет речь в следующий раз.


P.S. Я обещал привести конкретные примеры торговли уже в этом посте, а привел всего лишь один, об АФК "Система" - потерпите еще немного, в продолжении вы примеры точно найдете.