Готовимся к турбулентности, высвобождаем деньги

Примерно раз в полгода я говорю себе "Стоп машина!", выделяю день, в течение которого стараюсь посмотреть холодным взглядом на ситуацию в целом. Это не классическое подведение итогов, не анализ ситуации, это скорее сверка своего состояния с некими принятыми мной нормативами, формулирование супер-задачи на ближайшее полугодие или год. Где я нахожусь? Что мне предстоит? Как я буду действовать в обозримом будущем и что мне для этого понадобится?

"Классическое" подведение итогов для меня - рутинное мероприятие, я им занят в ежедневном режиме уже много лет. Каждый вечер я вношу результаты торговли в таблицы - там отражаются конкретные открытые и закрытые за день позиции, исполненные и неисполненные заявки, изменения в количестве бумаг по каждому инструменту, в лимитах по денежным средствам, в стоимости портфеля. Кроме подведения итогов в конце дня, я подвожу итого по неделям и месяцам. И чем дальше, тем более ясной становится статистика. В том числе потому, что я теперь не ограничиваюсь цифрами, а еще и описываю в словах главные события месяца/года. Это мне помогает постоянно держать ситуацию под контролем. Хаос еще никогда никому не помогал - я и от него практически избавился.

А остановка нужна, чтобы оценить, готов ли я в текущий момент к любым событиям - как к тем, которые, по моему мнению, должны произойти, так и к тем, которых, по идее, не должно произойти.

Например, к весне этого года (2020) я подошел в готовности к покупкам. К традиционным для меня запасам средств, вложенных в ОФЗ (эти средства я готов в любой момент оттуда вывести, благо, с этим никаких технических трудностей нет), я имел на брокерском счету приличный запас наличности. И когда рынок просел, я активно покупал подешевевшие бумаги. Которые потом с приятным чувством продавал этим летом, неплохо на этом заработав.


Да, я ждал более серьезного падения. Да, я не купил столько, сколько нужно было купить (сколько нужно было, выясняется всегда позже). Да, не все было куплено по оптимальным ценам. Но главное в том, что я использовал предоставленную рынком возможность, действовал спокойно и уверенно. Это очень приятное чувство - знать, что то, что ты делаешь - правильно. Критерий правильности - результат. И он был получен.

Но в то же время, если бы падения не случилось, я бы продолжал торговать - у меня было еще достаточно открытых позиций, по которым можно было бы фиксировать прибыль в случае роста индекса. 

И вот сейчас наступил один из таких моментов, который я назвал "Стоп машина!". Что происходит сейчас? По большому счету - нечто похожее на предвесеннее положение вещей.

Сейчас складывается похожая ситуация: я практически ничего не покупаю, жду нового падения, я опять высвободил средства для новых покупок, потому что вижу, что возможности купить дешевле еще будут. 

Коллеги, которым я доверяю и с которыми я сверяю свои шаги, подсказывают, что рекомендуют быть готовым к открытию позиций в акциях электроэнергетики (ОГК-2, РусГидро, ФСК ЕЭС, ТГК-1), в акциях Магнита, Аэрофлота и некоторых других российских компаний. Естественно, когда созреют условия. Ну что ж, берем на заметку.

В этот раз мне несколько сложнее спланировать свои действия, потому что кроме российских бумаг я теперь торгую еще и американскими. Это потребовало от меня перераспределения средств, конвертации рублей в доллары и ведения нового учета в торговле. Об американских акциях (и ETF) мы еще поговорим. Важно отметить, что сейчас значительная часть ликвидности перетекла с Московской биржи на Санкт-Петербургскую. С одной стороны, потеря интереса инвесторов к нашим акциям отрицательно сказывается на их стоимости и вообще сужает перспективы развития нашего рынка. С другой стороны, расширение выбора инструментов за счет иностранных участников открывает новые возможности, и ими тоже надо пользоваться. Просто не надо бежать туда очертя голову, лучше подойти к этому факту взвешенно и трезво.   

Я сам себе напоминаю иногда старого быка на холме из известного анекдота. Там молодой бычок вертелся вокруг старого и предлагал немедленно сбегать вниз и заняться то одной симпатичной коровкой из стада, то другой, на что старый бык неизменно отвечал флегматичным отказом, объяснив в финале, что необходимо не спеша, без горячки спуститься с холма и покрыть все стадо. 

То есть, нельзя идти на поводу у сиюминутных эмоций, лучше подходить к делу методично и обдуманно. 

От импульсивности в поступках я все еще до конца не избавился, однако все чаще поступаю как тот старый бык. И всем советую отбросить эмоции, сохранять спокойствие и работать исходя из своих принципов, не обращая внимания на возможные панические настроения других трейдеров.

0 коммент.:

Отправить комментарий