Оставить вклад? Купить доллары? Или сделать что-то еще?


На днях давал консультацию одной своей знакомой. Мы вместе учились, и с тех пор дружим, нашей дружбе страшно много лет. Она начала с того, что задала мне вопрос, который мучит каждого второго россиянина: 
- Как ты думаешь, - спросила она, - вот есть у нас рублевый вклад в Сбербанке, его срок подходит к концу. Не лучше ли рубли обратить в валюту, и если да, то в какую?


Нужно знать ее и ее мужа, чтобы понять, как трудно даются им такие решения. Они по жизни консерваторы, и отойти от линии своего финансового поведения если и смогут, то не быстро, перепроверив все три тысячи раз, опросив всех кого можно, стоит ли.

Ну что я ей мог сказать? Ставка по вкладу у них сейчас 3,75%. Это, на мой взгляд, ужасно. Ужаснее этого только хранить деньги под подушкой. Поэтому, разумеется, я против банковского депозита.

Но что даст покупка доллара или евро?

Глядя на то, как укрепились эти валюты против рубля за последние месяцы, можно, повздыхав над своей непрозорливостью, сделать поспешный вывод о том, что купить валюту – отличное решение. Но я бы с таким выводом не спешил. Именно потому, что ослабление рубля УЖЕ состоялось, и что с рублем будет дальше, не скажет никто – ни аналитики, ни предсказатели, ни даже глава Центробанка. Хотя она, возможно, будет в своих предположениях ближе всех к истине. Жаль, что мы с ней не знакомы. :)

То есть, купив сегодня доллар по 76 рублей, человек через некоторое время может испытать неприятное чувство, когда он опустится, скажем, до 66.

Так я моей знакомой и сказал. И на следующий логичный вопрос («Но что же тогда делать?») предложил вариант, который лично для себя считаю наиболее умным: идти на биржу и покупать акции. А какие именно, я подскажу.

Объяснил разницу между инвестподразделениями банков и брокерскими компаниями. Назвал несколько вариантов, к кому с этим пойти. Рассказал, что можно покупать не только российские бумаги, но и американские. Нарисовал перспективы, которых можно достичь, действуя вполне консервативно. Чувствовал, что ее это заинтересовало.

Но консерватор есть консерватор. Вряд ли она решится на такой шаг. Ничего не поделаешь, у каждого свой инвестиционный профиль. Кто-то готов искать более высокую доходность и принимать на себя более высокий риск, а кто-то нет.

И если они с мужем все-таки решатся, то я им буду советовать покупать максимально надежные бумаги, которые будут приносить дивидендный или купонный доход, превышающий ставки по депозитам, и стоимость которых с высокой степенью вероятности будет в долгосроке расти. Причем, если это будут не только российские, а еще и американские бумаги, я думаю, что они выиграют вдвойне.

***

Но если бы они были готовы к более доходным инструментам, я бы посоветовал им ноту, структурный продукт. Я здесь, в этом блоге аж в 2014 году писал о своем опыте. Тогда, помнится, у меня хорошо получалось с короткими нотами. Сейчас мне не до нот, акций хватает, в них бы не утонуть! Какие уж там ноты... 

С тех пор много воды утекло. 6 лет корова языком слизала! Но БКС-овские ноты по-прежнему популярны у инвесторов, особенно у начинающих. Можете погуглить «Феникс», чтобы получить о них представление.

Да, в эти продукты потенциальным инвесторам предлагают входить первую очередь. Почему? Потому что за их покупку клиентом менеджер получает более высокую комиссию. Однако мне это не мешает. Дело в том, что структурный продукт – это довольно непростая история, которую 99,9% клиентов самостоятельно сварганить не смогут. То есть, я как клиент знаю, что комиссия будет выплачена за умение создать интересный вариант инвестиции. Я не хочу знать, сколько зарабатывает менеджер на продаже СП, мне важно, сколько в итоге заработаю я!

(Для тех, кто в теме, скажу, что самый простой структурный продукт - это комбинация лонгов на базовый актив плюс покрытая продажа опционов call. Стоп для лонгов выставляется в размере порога. Брокер не проиграет ни при каком раскладе, поскольку возможную просадку частично покроет колами, а частично перенесет ее на клиента).  

Я выше упомянул Феникс. Это общее название для класса таких продуктов. В чем их суть?

В качестве базового актива берется несколько акций российских или западных эмитентов, фиксируется их цена на момент старта продукта. Дальше раз в квартал отслеживается цена включенных в продукт акций. В зависимости от того, сколько акции стоят, купон либо выплачивается, либо не выплачивается (если не выплачивается, то «запоминается» и в следующем квартале может быть выплачен).

Вот пример Феникса, базовые активы не указаны, важен принцип:
Н.Ц. - это начальная цена

1) Если никакая из бумаг не опустилась более чем на 15%, то купон выплачивается.

2) Если цена всех бумаг в отчетном квартале окажется выше начальной цены, происходит «автоколл», то есть, продукт автоматически закрывается. Выплачивается купон и возвращается сумма инвестиции. Если рост бумаг произошел в последнем купонном периоде, то получаете также купоны за все периоды, когда они не выплачивались.

3) Если цена одной или нескольких бумаг упала ниже 15%, то выплат нет, но продукт работает.

4) Если наступает событие, вследствие которого брокер должен произвести выплату, то помимо этого квартала, платится за все предыдущие периоды, когда не было условий для получения купона.

5) Если в последнем купонном периоде (действует только для него, иначе п. 3), хоть одна бумага закрылась ниже пороговой цены/барьера (т.е. -15% и более), то купона нет, а происходит поставка на счет наиболее просевших бумаг по цене покупки. Это и есть максимальный риск продукта. Дополнительно брокер дает возможность в такой ситуации перейти в следующий продукт.

Надо сказать, что вариантов нот на рынке доступно довольно много, мой брокер как раз отличается изобретательностью, у него всегда есть из чего выбрать.

Конкретный пример ноты, войти в нее можно до конца сентября:

*Страйк –начальная цена акций
*Порог – уровень, выраженный в % от величины страйка


Или вот, еще один, совсем простой пример трехмесячного продукта:



Базовым активом являются акции Сбербанка. Через три месяца смотрим цену акции. Если она выше порога, получаем назад свои деньги и повышенный доход (до 13% годовых). Оказалась цена меньше порога – забираем деньги и получаем гарантированный доход (точную ставку не знаю; скорее всего, она небольшая). Разве не консервативный продукт? 

Другие доступные на сегодняшний день ноты можно увидеть здесь

С мобильного устройства войти можно по QR-коду:
В следующий раз, когда меня будут спрашивать, что выбрать - рублевый банковский вклад или покупку доллара или евро, буду предлагать альтернативный вариант (или варианты). 

И еще. Возвращаясь к покупке доллара. В принципе, я за покупку. Если речь идет о долгосрочном планировании, то да, на протяжении нескольких лет можно опередить и инфляцию, и ставки по вкладам, и много чего еще можно опередить. Беда в том, что никогда нельзя быть в этом уверенным. Два предыдущих десятилетия могут демонстрировать именно такую закономерность, но завтра случается катаклизм, которого никто не мог предвидеть, и доллар слабеет, а может, вообще борется за выживание. Скажете, невероятный сценарий? Пару лет назад, год назад я бы согласился, что такого не может быть. Но сегодня я уже не так в этом уверен... 

0 коммент.:

Отправить комментарий